Это интересно
Новости по теме
|
Даже планируя миссии будущего, американское космическое агентство базирует свою работу на древней английской системе мер. Но все эти мили и фунты могут серьезно затруднить дальнейшее освоение космоса. Тем более что они уже не раз приводили к катастрофам.Новейшая ракета-носитель Ares разрабатывается на базе технологий, которые используются на твердотопливных ускорителях космических шаттлов Из-за путаницы в мерах аппарат DART (на рисунке – дальше от нас) отклонился от необходимого положения и столкнулся с военным спутником MUBLCOM (ближе к нам) над восточной частью Тихого океана, близ побережья Центральной Америки Несогласование между английской и метрической системой привело к тому, что зонд Mars Climate Orbiter разбился о поверхность Красной планеты «Мы, в рамках своего частного сектора, делаем все возможное для создания всемирного, глобального рынка космических услуг, максимально интегрированного и универсализованного», - говорит Майк Голд (Mike Gold), глава компании Bigelow Aerospace . Наши постоянные читатели должны помнить это название: компания довольно известна своими амбициозными проектами по созданию коммерческих орбитальных станций – в частности, гостиницы, - и мы рассказывали о ней в статье « Свой дом на орбите ». «Однако, - продолжает Майк Голд, - NASA до сих пор не может элементарно перейти на метрическую систему ». Голд возглавляет в Федеральной администрации авиации (FAA) рабочую группу по коммерческой космонавтике, которая пытается изменить строгие государственные правила, которые препятствуют развитию этой отрасли. И по его мнению, одним из важнейших барьеров остается английская система мер , которую использует в своей работе NASA. Глава отдела мер и весов американского Национального института стандартов и технологий (NIST) Кэрол Хокерт (Carol Hockert) согласна с Голдом: «Использование метрической системы имеет очевидные преимущества в свете глобализации и международного сотрудничества. А освоение космоса определенно относятся к областям, где и то, и другое весьма полезно и необходимо». В данный момент вопрос затрагивает, прежде всего, масштабную программу Constellation , задача которой – создать полноценную замену устаревшим космическим шаттлам. По плану, для вывода груза в космос будет использоваться семейство ракет-носителей Ares , а для пилотируемых полетов к МКС и к Луне послужит новый модуль Orion . Мы уже писали, с какими серьезными техническими трудностями и с какой критикой сталкивается создание новых ракет (« Хромоногий Ares »). Однако и сама программа Constellation содержит в себе опасную «червоточину»: использование двух метрических систем. Дело в том, что в разработке ракет Ares ученые и конструкторы отталкиваются от технологий, которые уже многие годы используются в твердотопливных ускорителях шаттлов. Их измерения, все расчеты и чертежи базируются на английской системе мер, к фунтам и футам. Более того. «И шаттлы, и американские модули МКС конструировались с использованием английской системы мер, - говорит представитель NASA Грей Хоталома (Grey Hautaluoma), - Она же используется и во многих модулях ракеты Ares, и в наземной инфраструктуре Космического центра Кеннеди (во Флориде, на мысе Канаверал – ПМ)». Но менять ситуацию необходимо, - это признают сегодня все. Недавно были даже произведены расчеты, во сколько обойдется космическому бюджету США полный переход на метрическую систему, включая перевод на нее всех чертежей, программного обеспечения и технической документации. Получилась цифра в 370 млн долларов – почти половина суммы, в которую обойдутся запуски дорогостоящих шаттлов в этом году (759 млн). Для администраторов NASA это слишком высокая цена унификации. Останавливать переход никто не собирается – но и темпы его, видимо, будут существенно снижены. Но Майк Голд не слишком доволен этим. Он говорит: «Работать в космосе, используя параллельно две разные системы измерений – это значит оставлять большое поле для проблем и ошибок». Действительно, в сентябре 1999 г. американская автоматическая миссия Mars Climate Orbiter погибла из-за путаницы между системами: система контроля высоты с альтиметром использовала английскую, а основные навигационные алгоритмы – метрическую. Система выбрала неправильный момент перехода на орбиту вокруг Марса – на 100 км ближе расчетного – и аппарат был утерян. Известны и другие проблемы, связанные с несогласованием систем мер. В 2006 г. аппарат DART отклонился и столкнулся с военным спутником, с которым должен был состыковаться. А ведь еще перед стартом DART обнаружилось, что данные о координатах его положения система GPS выдает в метрах, а навигационная система воспринимает в футах. Тогда были внесены необходимые коррективы, что делалось в спешке и привело к тому, что из-за этого изменился еще один параметр, участвовавший в поддержании нужной ориентации спутника. Впоследствии это и привело к катастрофе. Между прочим, наука о системе мер и работе с ней – отдельная (и увлекательная) область современного знания, метрология. Есть в ней свои свершения неожиданности, свои проблемы и перспективы; читайте о них в статье « Высшая мера ». По публикации New Scientist Space |